Вечерняя школа была организованна в 1946 году на базе металлургического
завода . Школа существует уже 62 года. В первые годы в ней обучались
солдаты ,пришедшие с войны и рабочие металлургического
завода,находилась она в бараках в районе школы №6,позднее в школу стали
поступать и взрослые, и молодые люди города,стремящиеся получить
среднее образование,которые успешно сочетали работу на предприятиях
города и обучение в школе. Вечерняя школа многим чебаркульцам дала
путевку в жизнь после окончания школы выпускники тех лет стремились
получить высшее,либо средне-специальное образование;из выпускников
вечерней школы много известных и заслуженных людей города: Клепинин
А.И. Трубеев Г.В.,Затоковенко Н.Н., Затоковенко А.М.,Венцевский
Ю.Н.,Шукшин А.С.,Тутуков Н.П.,Рындин Л.А.,Колодницкий В.Г.,Курапов
А.А.,Лашов В.М..и д.р.
Со дня основания школа называлась ШРМ №13,школа
рабочей молодежи №13;она была в разные годы расположена в бараках, по
ул Ленина,где сейчас находится музыкальная школа,на 2 этаже городской
библиотеки,по ул.9 мая,28,на протяжении 5 лет существовала как классы
работающей молодежи при школе №6,но находилась в отдельном здании .8
лет находится находится по адресу Мира №32. В первые годы существования
вечерней школы,её оканчивало по 250-270 учащихся ежегодно,а контингент
составлял 840 уч-ся .к примеру в 1981 году среднюю школу закончило 297
учащихся.За годы существования вечерней школы её окончило 11 тысяч
человек .,каждый 4 житель г. Чебаркуля. В 1996 году школа рабочей
молодежи была переименована в МОУ вечернюю сменную общеобразовательную
школу №13.
школа взрослых стала постепенно превращаться в школу для подростков с
девиантным поведением. В 90 годы выпускалось из школы по 120-140 уч.,и
обучались в ней от 240 до 340 уч-ся. Контингент уч-ся значительно
изменился за годы социальных и экономических перемен,появилось новое
поколение подростков:
-подростки из социально-незащищенных семей,которые должны были
работать,обеспечивая себя и свои семьи,
-подростки из неблагополучных семей,у которых не сложились отношения с
родителями,эти ребята уходят из семей ,оставляя дневные
общеобразовательные учреждения,не получив своевременного образования.
Юные мамы,ими становятся в 15-16 лет,и даже в 14 лет. Это как
правило,матери-одиночки, и обеспечивают они себя , и своих детей сами.
Все чаще от родителей можно услышать такую причину ухода из школы,-не
сложившиеся отношения с тем или иным учителем.
Уходят из школы,профтехучилищ по причине не сложившихся взаимоотношений
с тем или иным учителем или преподавателем. В последние годы в школе
обучается 100-105 учащихся,выпуск составляет 35-45 учащихся.
В школе обучаются люди разных возрастов от 15 до 38 лет. Контингент
уч-ся 8-9 классов (15-18лет) непростой , характеризуется:
-отсутствием интереса у большинства ребят к учебе
-низким уровнем уровень базовых знаний
-агрессивностью по отношению к сверстникам,а порой и взрослым
-социальным неблагополучием в семье
-невоспитанностью ,утратой моральных ориентиров.
-ленью и безответственностью. Контингент уч-ся в 10-12 классах в
большинстве своем характеризуется положительно. Учащиеся отличаются
желанием получить знания,документ об образовании,и продолжить обучение
с средних специальных и высших учебных заведениях. Проблемы с
дисциплиной с этими уч-ся нет .Таких у нас 70% от всего контингента
обучающихся. В связи с кризисом обстановка несколько
изменилось:учащиеся боятся потерять работу,становятся перед выбором
либо учеба ,либо работа. За последние 3-4 года школа комплектуется
учащимися 8-9 классов сложно и только за счет молодежи,которая окончила
школу 5-6 лет, 8 лет назад(отслужившие в Армии,имеющие семьи,которых
жизнь заставила пойти учиться (поступил на работу в милицию,охранные
предприятия,повышение профессионального мастерства,на производстве)
Сложность комплектования объясняется тем что ,что школа без согласия и
желания родителей не может перевести подростка в вечернюю школу. За
последние годы уменьшился контингент учащихся в дневных школах,да и
вопросы всеобуча решаются в городе успешно. За последние годы в вечернюю
школу в 8-9 классы поступило 26 учащихся из дневных школ:
2006-2007уч год
11
2007-2008уч год
8
2008-2009уч год
7
2006-2007
2007-2008
2008-2009
всего
Школа №1
1
1
2
Школа №2
1
3
3
7
Школа №6
5
4
3
12
Школа №4
1
-
-
1
Школа №7
2
-
-
2
Школа №10
1
-
1
2
11
8
7
26
Сегодня в школе обучается 109 учащихся из них-20 несовершеннолетних.
Совсем не посещаемых школу -нет .Пропускающих занятия -2 ученика.(но за
2 четверть они аттестованы)
В 10-12 классах 90% учащихся работают,8-9 -65% работающих .В
академическом отпуске,в связи с уходом за ребенком до 3 лет -8
учащихся. готовятся стать матерями-6 женщин.
По сравнению с дневными школами вечерняя школа имеет ряд преимуществ
для обучающихся.
1.Если для дневных школ главная проблема-обучение и воспитание,то у
нашей школы на первом плане восстановление учебной деятельности,,ломка
негативных стереотипов поведения,обеспечение получения образования как
условие социальной реабилитации личности.
2. Учебные группы разновозрастные,в том числе есть учащиеся,обладающие
различной степенью социальной зрелости,жизненным и трудовым опытом. Как
правило, такие учебные группы легко управляемые,они положительно влияют
на контингент учащихся,особенно на подростков с негативным отношение к
учебе,имеющим проблемы в в поведении. Вопрос о дисциплине в таких
группах не стоит.
3. Существуют различные формы получения образования
1. очная с классно-урочной системой-26 уч. Часов в неделю.
2. заочная-14 уч.часов в неделю.
3. очно-заочная(посещение занятий вечером)
4. индивидуальное обучение (по составленному индивидуальному плану)
5. заочная форма с сесионным режимом.
Основными формами учебной работы по заочной системе являются групповые
консультации,зачеты,сессии.
6.экстернат .Уч-ся самостоятельно усваивают учебный материал,сдают
зачеты,промежуточную аттестацию и допускаются к сдаче итоговой
аттестации.
В рамках обучения в форме экстерната можно сочетать формы обучения
очную,заочную+эстернат.
Это удобно для учащихся пришедших из школ имеющих 1-4 «двойки» они
могут пройти промежуточную аттестацию и оценки полученные по предмету
во время промежуточной аттестации засчитываются как годовые.
-ускоренное усвоение программы
-досрочная аттестация. Педагогический коллектив насчитывает -8
преподавателей,все имеют высшее образование,своевременно проходят
курсовую переподготовку,принимают участие в методической работе,прошли
обучение в ММЦ-6 педагогов.
(имеют высшую категорию-1 учитель,2 категорию-1 учитель,остальные 1
категорию.) В школе достаточная материально-техническая база,оборудован
компьютерный класс,за последние годы приобретено много учебно
-наглядных пособий . Все учителя имеют опыт работы в вечерней
школе,владеют современными методами преподавания,используют на занятиях
компьютерные технологии,хорошо знают индивидуальные и психологические
особенности учащихся вечерней школы ,на каждом уроке оказывают
педагогическую помощь и поддержку каждому ученику. Вечерняя школа
всегда акцентировала свое внимание на разнообразных формах и
эффективных методах учебной деятельности,стимулирующих познавательную
активность учащихся,создающих ситуацию успеха,повышающих личностную
самооценку.
Как известно, причиной отставания в учебе является дидактическая
запущенность у учащихся ,падение мотивации к учебной деятельности и
девиантное поведение подростков. Поэтому учебный процесс в школе
организуется особым образом. в нем предусматривается
меры,обеспечивающие не только качественное изучение материала но и
стимулирование подростков к систематическому дальнейшему
обучению.,устранение психологических
барьеров:ученик-учитель,ученик-учащийся.,а так же установление
равноправного уважительного общения с обучающимися. Педагоги нашей
школы всегда подчеркивают статус своих учеников как взрослых
людей,которые имеют возможность выбора решения и ответственность за
него,при этом сохраняется уважение к личности каждого. Наши педагоги
проявляют терпение,большое уважение,понимание,искренность в
общении,чуткость и разумную требовательность к учащимся. Учителя
находят нужный подход к каждому учащемуся,стараются увлечь
предметом,пробудить
желание учится,проверить свои силы. Одной из важных форм организации
учебного процесса является зачет. Применение в учебном процессе
зачетной системы учета знаний расширяет возможность проведения
индивидуальной работы и является одним из действенных средств
систематизации и углубления изучаемого материала. В режиме вечерней
школы именно зачетная система позволяет реализовать важное требование к
педагогике- необходимость дифференцированного подхода к учащимся с
различным уровнем учебной подготовленности. Она затрагивает многие
звенья учебного процесса : это и планирование занятий и урок,групповую
индивидуальную работу с учащимися и проверку знаний формы сдачи
зачетных разделов подбираются педагогами индивидуально каждому ученику
в соответствии с его психологическими особенностями и умственными
возможностями .Это и устные ответы ,тесты,контрольные работы,групповые
формы работы и другое. На зачете учитель проверяет и учебные умения
учащихся:умение находить ответ в учебнике,составлять план
текста,заполнять таблицы,аргументировать и высказывать свое мнение
....поэтому цель зачетной системы это не только контроль уровня
подготовки учащихся но и продолжение их обучения:умения связно и полно
отвечать ,отбирать материал,пользоваться планом,наглядными
пособиями,алгоритмами.Итог зачета-обязательная оценка знаний. Перевод
учащихся и допуск к итоговой аттестации осуществляется после сдачи всех
зачетов. Зачетная система-это индивидуальный учет знаний каждого
учащегося,это система нарастающих от раздела к разделу требования к
знаниям,это стремление учащихся получить хорошие знание...и радость их
приобретения. Текущий учет знаний используется педагогами для
своевременного выявления пробелов и их устранения,зачетная же оценка
синтезирует все формы и виды учета успеваемости за период изучения того
или иного раздела
Общая успеваемость составляет 85-87%,не успевают только те
учащиеся,которые не осваивают учебный материал из-за плохой
посещаемости занятий(работа,командировки,семейные проблемы.....)
Вечерняя школа -это по истине открытое и доступное общеобразовательное
учреждение Школа переживает не лучшие времена. Перед пед коллективом
стоит несколько проблем
1.-итоговая аттестация выпускников 12 классов в этом году впервые будет
проходить в форме ЕГЭ.У ЕГЭ есть сторонники есть противники.
Новые аттестационные технологии,не учитывают специфику вечерней школы.
Может ли идти речь о ЕГЭ,если учащийся имеет большой до 6-8 лет перерыв
в учебе,базовый уровень знаний слабый,а учебным планом предусмотрено на
каждый учебный предмет по 1 часу. Да и на этот час он не всегда может
прийти,работа,семейные
проблемы,,курсы,командировки,и.т.д.(пример:Хохлов, Козлова Т-уч-ся 12
класса)
Конечно же аттестаты учащиеся получают такие же как в дневных школах. и
пусть там будет оценок «3»,но учащиеся особенно благодарны школе за
знания,которые они получили,за помощь,за добрый совет,за то что кого
-то уберегли от дурного влияния улицы,друзей,кому -то помогли сохранить
и создать семью. Вечерняя школа помогает молодым людям осуществлять
право на получение общего образования. Это и есть главный критерий
качества, Наши учащиеся так же поступают в ВУЗ,в средние специальные
учебные заведения в 2006г- 40 %,2007-30%.В начале учебного года 13
выпускников планировало продолжить обучение в ВУЗах,техникумах. На
сегодняшний день это 3 учащихся. наши выпускники могут остаться без
аттестата,и вряд ли учащиеся 10-11 классов будут продолжать обучение в
школе чтоб получить после окончания-справку.
Аттестация должна учитывать специфику и контингент вечерней школы. В
законе «Об Образование» прописано право родителей несовершеннолетних
учащихся на выбор любого типа общеобразовательного учреждения. без
каких – либо оговорок по поводу вечерней школы. Ст 19,п 6
предусматривает получение 15 летним подростком образования по иной
форме по согласованию родителей ,комиссией по делам несовершеннолетних
и защите их прав и Управления Образования. Однако на деле прямой
перевод подростка в вечерние школы непрост. С начала нужно убедиться
что воспитательный потенциал педколлектива дневной школы исчерпан
полностью, затем дождавшись превращения девиантного поведения в
противоправное, комиссия по делам несовершеннолетним направляет
подростков в вечернюю школу. Вместо школы такие подростки попадают
иногда в места лишения свободы.
15-16 лет это тот возраст когда подростки теряют интерес к учебе.у них
возникают проблемы со сверстниками и педагогическим коллективом. Такие
подростки испытывают затруднения в дневной школе, обучение для этих
учащихся являются малоэффективным в обычной общеобразовательной школе.
Было бы целесообразным упростить переход трудным подростков 15-16 лет в
вечернюю школу. Попадая в социально-образовательную среду, дающую новые
возможности обучения и самоутверждения, подростки быстро и
безболезненно адаптируются к новой школе и успешно её оканчивают. Все
учащиеся «группы риска» пришедшие из дневных школ своевременно окончили
9 классов(если не попали в места заключения свободы)